Календарь
Погода

GISMETEO: Погода по г. Пермь

Публикации

Закрыть Города и села

Закрыть Конфессии

Закрыть Культура Прикамья

Закрыть Пермяки

Закрыть Регион

Фотоальбом

Закрыть  Архитектура

Закрыть  Города и села

Закрыть  Литераторы

Закрыть  Музеи

Закрыть  Персоны

Закрыть  Природа

Закрыть  Университет

Рейтинг статей
Регистрация
 Список пользователей Пользователей : 307

Логин:

Пароль:

[ Забыли пароль? ]


[ Join us ]


  Cейчас online:
  Гостей online: 7

Всего визитов Всего визитов: 0  

Рекорд:
Рекорд:Пользователей: 12

08/10/2008 @ 20:57

Рекорд:Total: 401

24/05/2011 @ 08:55


Инфоблок

Ваш IP: 54.198.54.140

Подписка
Чтобы получать новости с сайта, подпишитесь на наш Информационный бюллетень
Подписаться
Отказаться
230 Подписчиков
Князь Михаил Ермолаевич Великопермский (ок. 1420 - 1481)

Князь Михаил Ермолаевич Великопермский (ок. 1420 - 1481).

Михаил Ермолаевич (ок. 1420 - 1481) — чердынский окс, князь Перемьской (Пермский), первый князь Великопермский, просветитель Перми Великий, основатель Иоанно-Богословского мужского монастыря в г. Чердыни.




Пермский князь Михаил Ермолаевич Перемьской родился около 1420 года в семье чердынского окса, известного после крещения под именем Ермолая Перемьского (Пермского), в городке Чердыни. В детстве был крещён. Умел читать и писать.


Князь Михаил Перемьской рано обзавёлся семьёй и с княгиней Анной имел трёх сыновей — старшего Владимира Перемьского (Пермского), Матвея и младшего Иоанна Перемьского (Пермского).


В конце 1451 года князь Дмитрий Юрьевич Шемяка покинул Устюг, захваченный им в 1450 году, а московская рать, преследуя его, прошла мимо города, поскольку Пермь Вычегодская не оказывала сопротивления москвичам.


На стороне Устюга воевали и чердынские князья, которые после освобождения Перми Вычегодской были приглашены в Москву.


Великий князь Московский Василий II (Тёмный), за оказанную услугу, предложил чердынскому оксу Ермолаю Перемьскому стать наместником в занятой московской ратью Перми Вычегодской. Князь Ермолай принял предложение и вместе с его младшим сыном князем Василием Ермолаевичем, назначенным соправителем уже не молодого отца, получил титул "Князь Вымский" и был направлен в городок Усть-Вымь, ставший на долгие годы резиденцией для князей Вымских (Вычегодских). Перед отъездом им была вручена "Уставная грамота", свиток, скрепленный вислой печатью Великого князя Московского, в котором содержалась подробная инструкция ("наказ") о том, как им следует управлять новой вотчиной.


Старший сын Ермолая, Михаил Ермалаевич Перемьской, теперь ставший чердынским оксом вместо отца, был отпущен обратно в Чердынь, на которую юридическая власть Московского князя в то время ещё не распространялась.


По прибытии князей в Усть-Вымь, вымский летописец сделал в местной Вычегодско-Вымской летописи следующую памятную запись под 1451 годом: "Лета 6959 прислал князь великий Василей Васильевич на Пермскую землю наместника от роду перемьских князей Ермолая да за ним Ермолаем да за сыном ево Василием правити пермской землей Вычегоцкою, а старшево сына тово Ермолая, Михаила Ермолича, отпустил на Великая Пермь на Чердыню. А ведати им волости вычегоцкие по грамоте наказной по уставной" (ВВЛ, 1958, с.261).


Около 1452 года митрополит Иона рукоположил епископа Пермского Питирима в епископы Великопермские, тем самым московские церковные власти заявили свои претензии на Пермь Великую. Надежды московского духовенства были связаны с тем, что в Перми Великой правил просвещённый князь — христианин Михаил Ермолаевич Перемьской.


Летом 1455 года епископ Питирим первый и последний раз посетил свою Великопермскую епархию: "Лета 6993 приездил владыко Питирим в Великую Пермь на Чердыню крестити ко святой вере чердынцов". 19 августа этого же года владыка Питирим был убит вогулами во время богослужения в Усть-Выме...


В 1462 году, после поездки в Москву на Собор, Святитель Иона, епископ Пермский, очевидно заручившись поддержкой Великого Князя, замыслил присоединить к своей епархии Пермь Великую, в то время ещё независимую от Московского государства территорию. Из Великого Устюга в Пермь Великую, по Вятке и Каме, вместе с устюжанами, вологжанами и галичанами проникает московская рать. Первый известный нам Крестовый поход огромного московского войска на Пермь Великую имел целью не только крестить местное население, но укрепить в крае позиции Великого Князя Московского. Пермский епископ Иона, прибывший вместе с войском, в этом же 1462 году, сперва посетил зырян по реке Вишере и участвовал в прениях о вере, которые происходили в Уросе, владении Великопермских князей, и, одержав победу над главными пермскими жрецами, согласно Житию св. Ионы, сумел "зажечь светом Христовой истины сердце одного из наиболее влиятельных в тех местах князей" (по некоторым сведениям, сына того самого Асыки, от руки которого принял кончину святитель Питирим). Затем, по сообщению русских летописей, Святитель Иона с московской ратью двинулся к столице Перми Великой — городу Чердыни и "добавне крести Великую Пермь, постави им церкви и попы и княжат Михайловы крести", или по другим источникам "Иона епископ Пермский крестити Великую Пермь и князя их и церкви поставил, и игумены и попы" или "Епископ Пермский Иона крести Великую Пермь и князя её Михаила и церкви постави, игумены и попы". То есть москвичи принудили ближайшее окружение Чердынского окса (князя) — "княжат Михайловы" принять христианскую веру и тем самым подчиниться московским церковным властям. Епископ Иона окончательно присоединил Пермь Великую к Пермской епархии с кафедрой в Усть-Выме на Вычегде. С этого времени на древней пермской земле начинают строить первые православные храмы. Святитель Иона разрушал святилища, истреблял идолов, сооружал храмы, при которых заводил училища, к новообращенным перевёл опытных священников из Усть-Выми. Деятельную помощь Пермскому епископу оказали иноки Троицкой Печорской пустыни. Долгое время они выполнял обязанности приходских священников.


В 1462-63 годах по благословению Святителя Ионы, Великопермский князь Михаил Ермолаевич основал в Чердыни первый на Урале Иоанно-Богословский мужской монастырь, по мнению А.А. Дмитриева ставший родовой усыпальницей Великопермских князей, и пожаловал ему земли, что подтверждено письменными актами. В дальнейшем Великопермские князья строили новые храмы и жаловали им земли. Деревянная церковь Иоанна-Богослова в 1579-1623 годах была заменена на каменную, ставшую к началу 18-го века настолько архаичной, что в 1718 году по грамоте Высокопреосвященного Дионисия её пришлось перестраивать в соответствии с новыми канонами. Теперь это памятник архитектуры федерального значения. В верхней трапезной этой церкви находится икона, посвящённая принятию христианства на пермской земле. На фоне Иоанно-Богословского монастыря и горы Полюд изображён епископ Иона Пермский, крестивший жителей Перми Великой при князе Михаиле в 1462 году. По этому поводу в верхней части иконы составлена большая запись. Икона переписана в 19 веке со старого образца.


Во второй половине 15 века идет борьба Русского государства с Казанским ханством. В годы первой русско-казанской войны (1467-1469 гг.) Пермь Великая пыталась отстаивать свою независимость. Великопермский князь Михаил и его окружение вели политику лавирования между интересами Москвы и Казани. Русские отряды получали разрешение проходить по территории Перми Великой, но о военной помощи со стороны Перми Великой ничего не известно. Обстановка в Прикамье была сложной. Так, в 1469 году "повеле князь великий Иван брату своему Юрью с устюжаны, галичаны, белозерцы, вычегжаны, пермяки с ратью коною и судовою поити на казанцев. стоял Юрий под Казанью 5 дней, к городу не приступал, сожидаючи белозерцов и чердынцов, а чердынцы, убоясь, не пошли, за казанцов задалися".


В 1467 году князь Михаил Ермолаевич Перемьской заключил с вятчанами союз против пелымских вогулов (манси) и в этом же году чердынцы, под командованием своего князя Михаила, вместе с небольшим отрядом вятчан ходили на вогулов и взяли в плен вогульского князя Асыку, который не раз вторгался во Владения Перми Вычегодской и Перми Великой. Но Асыке опять удалось бежать.


В 1468 году Пермь Великая пострадала от набега казанских татар. Святитель Иона, не щадя своих сил, старался помочь пострадавшим.


14 июля 1471 на левом берегу реки Шелони московские войска во главе с воеводой Даниилом Холмским одержали победу в битве с новгородским ополчением под командованием сына Марфы Посадницы — Дмитрия Борецкого. Новгородские провинции одна за другой были заняты московскими дружинами. Вскоре из Новгорода Великого "с веча с Ярославля двора" последовала окончательная отказная грамота в пользу Москвы на Пинегу, Ковролу, Чаколу, Пермские (Вычегодские) волости, Мизень, Пилии горы, Немьюгу, Пинежку, Выю и на Суру поганую" (Акты Археографической Экспедиции. Т. 1. №93). В третьем списке Двинских земель при перечислении разных волостей, отходивших к Москве, приписано: "А что Важка, то исконное место великого князя Вычегодское, Пермяки" — т.е. признавалось, что эта волость еще до этого перешла в руки московского князя (Акты Археографической Экспедиции. Т. 1. №94).


Поражение при Шелони не только сделало неизбежным конец независимости Новгородской земли и конец Новгородской республики, но и определило участь Перми Великой.


Большим заблуждением является утверждение некоторых историков о том, что Пермь Великая была волостью Господина Великого Новгорода. Новгородские ушкуйники время от времени совершали, не всегда удачные, грабительские набеги на Пермь Великую, но новгородской провинцией Пермь Великая не была никогда и сохраняла свою юридическую самостоятельность вплоть до 1472 года. В новгородской летописи и в договорах Новгорода напрочь отсутствует упоминание Перми Великой, как принадлежащей Новгороду территории. Ни одна из земель Перми Великой не упомянута в Новгородской отказной грамоте, так как не была Пермь Великая волостью Новгородской.


Пермь Вычегодская была окончательно уступлена Новгородом Москве по отказной грамоте на Двинскую землю от 11 августа 1471 года (Акты Археографической Экспедиции. Т. 1. С. 72-75). И настал черёд для покорения Перми Великой. Великий князь Московский Иван III использовал обиды, якобы нанесенные в Чердыни московским купцам, как предлог для военного похода: "...пермяки за казанцев норовили, гостям казанским почести воздавали, людям торговым великого князя грубили".


В 1472 году из Великого Устюга был совершен поход огромного московского войска во главе с опытным полководцем, участником битвы с татарами под Костромой в 1429 году и рейда в земли волжских болгар в 1431 году, князем Федором Пестрым Стародубским-Палецким и устюжским воеводой Гаврилой Нелидовым. По указанию Ивана III в него включили "устюжан, белозерцев, вологжан, вычегжан", во главе ратных людей устюжан встал Фёдор Давыдов Вострово.


Поход Ф. Пёстрого был хорошо подготовлен. Конный отряд отправился в путь зимой и к весне, на фоминой неделе, пришёл к устью Чёрной речки на Весляне, к границе Перми Великой, не обычным путём — не с севера, а с запада. От устья Чёрной до Весляны и Каме "на плотах и с коньми" сплавились до Анфаловского городка. Здесь отряд разделился на две части. Наступление двумя группами на центр княжества, имело целью раздробление сил защиты, что указывает на предварительную разведку. Часть отряда, во главе с Гаврилой Нелидовым, отправилась на восток, к городкам Уросу, Чердыни и р. Покча, — против Пермского князя Михаила, который и был взят в плен. Сам же Пёстрый двинулся на северо-восток, к городку Искору, где, очевидно, были сосредоточены главные силы пермяков, потому что перед Искором "сретоша его Пермь на Колве ратию". В бою при переправе через р. Колву Пёстрый разбил пермяков, взял в плен "воеводу" Кача, затем захватил Искор, взял ещё двух "воевод" — Бурмата и Мичкина, а последний, Зыран, сам сдался ему, после чего Ф. Пёстрый "поимал же иные городки и пожегл". После взятия основных городков, оба отряда встретились на Колве около устья р. Покчи и "срубиша ту городок, седе в нём и привед всю землю ту за великого князя".


Весть о покорении Перми Великой была получена в Москве 26 июня 1472 года. Князь Фёдор Пёстрый остался в Покче, а пермских князей, среди них как крещённых — Михаила, Владимира, Матвея, так и язычников и мусульман — Кочу, Бурмота, Мичкина, Нэчаима, Зынара, Исура и др., с не очень богатыми трофеями "16 сороков соболей, да шубу соболью, да пол-30 поставов сукна" и оружием "3 панцири, да шелом, да две сабли булатные" отправил в Москву.


Спустя полвека, в Никоновской летописи была сделана подробная запись с описанием событий 1472 года: "Того же лета, Иулиа 26, прииде весть великому князю из Перми, что воевода князь Федор Пестрой землю Пермскую взял. А пришел в землю ту на усть-Черные реки на Фоминой неделе в четверток, и поиде оттуду на коних на верхнюю землю к городку Искору, а Гаврила Нелидова отпустил на нижнюю землю на Урос, на Чердыню да на Почку, на князя на Михаила. Князю же Федору не дошедшу еще городка Искора, и сретоша его пермичи на Колве ратью, и бысть им бой между собою, и одоле князь Федор и поимал на том бою воеводу их Кача. И оттуду князь Федор поиде таки ко Искору и взять его и воиводы их поимал, Бурмота да Мичкина, а Зынар по опасу пришел к нему; поимал же и иные городки и пожегл, А Гаврило, шед, те места повоевал, на которые послан. И потом прииде князь Федор на устие Почки, где впала в Колву, и сождася тамо со всеми своими, а поиманих туто же преведе; срубивше ту городок, седе в нем и приведе всю землю ту за великого князя. И оттуду послал князь Федор князи Михаила к великому князю и тех Бурмота и Мичкина и Кача и сам остался тамо в городке Почке, а что имал у тех у Бурмота и Мичкина и Кача, а то послал к великому князю: 16 сороков соболей, да шубу соболью, да пол-30 поставов сукна, да 3 пансыри, да шелом, да две сабли булатные" (ПСРЛ. Т.12. СПб., 1901. С.148.).


Иоасафовская летопись и Московский летописный свод почти дословно повторяют информацию из Никоновской летописи.


Иоанн III принял Чердынского князя Михаила, присягнувшего на верность Московскому князю, и "князь великий отпустил Михаила на Пермь ж княжити". Михаил был отпущен в Пермь Великую с новым титулом князя Великопермского, но уже как наместник для управления новой Московской областью на таких же правах, какие получили его родственники Вымские князья ещё в 1451 году.


С 1472 чердынский окс Михаил Ермолаевич Перемьской и все его наследники стали носить титул "Князь Великопермский".


В 1481 Асыка, князь пелымских вогулов, в очередной раз совершил набег на Пермь Великую. Вогульское войско осадило Чердынь, сожгло Покчу и разорило окрестные волости. При защите Покчи погибли князь Михаил Великопермский, его сыновья Владимир Михайлович и Иоанн Михайлович, внуки Иоанн Владимирович, Дмитрий Владимирович, Константин Владимирович, Андрей Матвеевич. Ситуацию изменило неожиданное вмешательство оказавшегося в этих местах отряда устюжан-ушкуйников под командованием Андрея Мишнева, который нанес под Чердынью поражение вогулам (Соловьев История России. V. С. 94).


Урон, причиненный набегом пелымского князя, был очень велик. Из-за "вогульского разорения" москвичам пришлось даже отказаться от переписи податного населения Перми Великой.


После гибели Михаила ему наследовал сын его Матвей Михайлович Великопермский.


Имя князя Михаила Ермолаевича записано в древнейший синодик Чердынского Иоанно-Богословского монастыря, записи в котором начинаются с 1477 года: "Богоспасаемого града Чердыни, обители Вознесения Господня, Иоанна Богослова общежития монастыря, монастырские быша начальники лета 6985 января в 6 число". С этого года и заведён был монастырский синодик или поминальник, куда позже были внесены имена 14 чердынских (Великопермских, Пермских и Вымских) князей и княгинь:

"Помяни Господи души Великопермских князей и княгинь:

Князя Михаила Пермского, убит от вогуличей

Князя Владимира Пермского

Князя Иоанна Пермского

Князя Ермолая Вымского..."


Источники:


  • Акты Археографической Экспедиции. Т. 1. — СПб, 1836. — С. 72-75.
  • Берх В.Н. Путешествие в города Чердынь и Соликамск для изыскания исторических древностей. — СПб.: Военная типография, 1821. — С. 84.
  • Вычегодско-Вымская летопись // Историко-филологический сборник. Вып.4. — Сыктывкар, 1958. — С.261-263.
  • Голубцов В.И. Князья Великопермские, Пермские и Вымские. 1463-1641 гг.: Историко-генеалогическая заметка // Тр. Пермской учен. арх. комис. / Под гл. ред. А.А. Дмитриева. Вып. 1. — Пермь, 1892. — С. 75-80.
  • Дмитриев А.А. Чердынский синодик // Труды Пермской учёной архивной комиссии. Вып. IV. — Пермь, 1901. — С. 78-81.
  • Иоасафовская летопись. — М.: АН СССР. 1957. — С.79-80.
  • Крупенин А. Краткий исторический очерк заселения и цивилизации Пермского края // Пермский сборник. — М., 1859. — Ч. 1. Отд. 1. С. 36.
  • Московский летописный свод конца XV века//ПСРЛ. Т.25. — М.; Л., 1949. — С.296-297.
  • Никоновская летопись // ПСРЛ. Т.12. — СПб., 1901. — С. 148.
  • Пенн С.С. Материалы для истории Пермского края. Исторические данные о Пермском крае до введения в нем воеводского управления. Список Пермских наместников, их товарищей, стольников и дьяков и проч.// Памятная книжка Пермской губернии на 1863 год, изданная при Пермском губернском правлении редактором неофициальной части Пермских губернских ведомостей С.С. Пенном. Год Первый.. — Пермь: губ. типография. 1862. — Отд. 2., С. 35-36, 43-44.
  • Попов Н.С. Хозяйственное описание Пермской губернии. Изд. 1-е. Т. 2. — Пермь: Губ. типография, 1804. — С. 265.
  • Der Stammbaum von Fürsten Welikopermski. Ein Manuskript mit Zeichnungen.


Создано : 27/03/2017 : 0:32 PM
Обновлено : 27/03/2017 : 0:32 PM
Категория :
Страница просмотрена 133 раз


Версия для печати Версия для печати


Комментарии:

Пока комментариев нет.
Вы первым можете добавить комментарий!



free counters


^ Наверх ^